Так ли уж вредно солнце и надо ли до фанатизма защищаться?

Историческая справка

Мода на загар появилась и стала бешено популярна в России примерно последние 20 лет. Загар стал символизировать скорее праздность, а не труд. Он стал привилегией класса, у которого есть время для посещения косметических центров и деньги для экзотических путешествий поближе к солнцу, для катания на доске или горных лыжах, а постепенно стал ассоциироваться еще и со спортом. Но так было далеко не всегда. На протяжении веков мертвенная бледность считалась каноном красоты. Переломным моментом в истории загара стали Русские сезоны балета Дягилева в Париже в 1910 году. Именно тогда смуглая кожа гаремных одалисок стала новым символом женского совершенства. Однако, лишь после окончания Первой мировой войны загар стал желанным и общепринятым явлением.

А отмена женских корсетов Полем Пуаре позволила дамам впервые оголить спину в платьях — загорелые спины смотрелись гораздо лучше, чем бледные,- бледная кожа выдает малейшие недостатки и неровности. Внесла свою лепту и знаменитая Коко Шанель в 1923 году после круиза из Парижа в Канны уже знаменитая к тому времени Коко Шанель сошла на берег с ярким загаром. Очевидно, что она загорела случайно, но пресса и жадные до сенсаций представители мира моды тут же сделали выводы, что необычайно влиятельная француженка, таким образом, сделала новое заявление на авангардные модные тенденции.

В 1940-е годы в журналах появилась реклама средств для загара. В 1970-е годы народ поголовно жарился летом на солнце. В 80-е всё больше стали говорить о том, что загар преждевременно старит кожу и вызывает рак…

Практически до середины 20 века не наблюдалось повальной моды на загар, открытое тело, химические пилинги, смартфоны с высокоинтенсивным HEV излучением, УФ лампы в общественных местах, да и долгожительства тоже не наблюдалось… Современный мир – предлагает нам массу инструментов для повышения качества жизни, сохранения здоровья, и, конечно же, продления молодости.

Однако, присутствуют и негативные факторы, такие как ухудшение экологии, растет процент заболеваний меланомой в популяции, нас окружают денно и нощно искусственные источники ультрафиолета… Об этом много говорят, пишут, но… Кто учитывает это? Верно, – единицы. В основном те, кто действительно стремиться продлить молодость, соблюдает рекомендации общества по борьбе с меланомой, кому посчастливилось выявить и удалить недоброкачественное новообразование кожи ещё на ранней стадии. Эти люди уж точно имеют экраны на стеклах в квартире, свободную летнюю одежду, и запрашивают результаты UVA и UVB тестов от производителей косметических средств.

ЧЕМ ЖЕ В РЕАЛЬНОСТИ ПОЛЕЗНО И ВРЕДНО СОЛНЕЧНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ?

Попробуем разобраться. Ежесекундно наше тело подвергается воздействию множества фотонов исходящих от солнца и не только. Часть из них для организма нейтральны, воздействие других мы ощущаем сразу, например, тепло – это электромагнитные волны в инфракрасном спектре излучения. Но есть та часть излучения, в результате воздействия которого происходят изменения в иммунной системе, сетчатке глаза, коже. Эффекты от воздействия солнца – накопительные.

Положительными эффектами солнечного излучения несомненно являются свет, тепло, хорошее настроение, повышение уровня витамина D, иммунитета (причем только при низких дозах УФ, и там где с озоновым слоем все в порядке).

Список вредных эффектов более внушителен: тепловой удар, солнечный ожог, фотодерматит, иммуносупрессия (подавление иммунитета), дегенерация сетчатки глаз. Дерматологи и косметологи в своей практике регулярно сталкиваются с такими последствиями как раннее старение кожи, пигментные пятна, новообразования, фотоиндуцированные заболевания.

Фотоиндуцированные заболевания кожи – это не просто возрастная пигментация, преждевременное старение кожи, фотозависимые медикаментозные токсикодермии, фотодерматозы, активация вирусных инфекций, но и, что еще страшнее,- солнечный актинический кератоз, базилиома, сквамозноклеточная карцинома, меланома, плоскоклеточный рак кожи.

Часть излучения солнца задерживается атмосферой земли, часть поглощается, гасится, отражается или рассеивается атмосферой земли, озоновым слоем, облаками, и не оказывает биологического воздействия на человека. Часть же создаёт «естественный радиационный фон».

К солнечному излучению добавляется излучение фотолюминисцентных ламп, ламп естественного света, антибактериальных УФ-ламп, LED экранов гаджетов и мониторов, которые также оказывают определенное суммарное воздействие на нашу кожу. Оно может отражаться, преобразовываться, рассеиваться.

Т.е. в окружающем нас мире на сегодняшний день источники излучения это не только солнце, но и приборы вокруг нас. А значит, определенные меры профилактики и защиты нам нужны постоянно.

Достаточной или безопасной дозой солнечных ванн по разным данным можно считать 4МЭД (минимальная эритемная доза), или совокупно в сутки 25 минут рассеянного (или непрямого воздействия солнца), при УФ индексе 6.

Если УФ индекс больше 10, то уже при ½ МЭД наступает повреждение иммунных клеток кожи (клеток Лангерганса), и на коже второго фототипа получить ожог,- дело всего 6 минут.

После однократного облучения всего тела дозой в 1МЭД при t 37° С — уровень циркулирующего в крови витамина D3 увеличивается от 2 до 24 нг/мл в течение 24-х часов и возвращается к норме только через неделю.

Информация на заметку! Достаточно 55 МЭД в совокупности в год для поддержания оптимального уровня витамина D, (т.е. загорать 15 минут в неделю – лицо и руки). Более высокие дозы солнечных ванн будут приводить к негативным изменениям.

ВСЕ ЛИ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФИЛЬТРЫ СПОСОБНЫ ПЕРЕКРЫТЬ УФ ДИАПАЗОН ПОЛНОСТЬЮ?

Ультрафиолет – это разновидность электромагнитного излучения, часть невидимого ионизирующего спектра излучаемого солнцем. Т.е. электромагнитные волны длиной 280-400 нм. Они имеют разную проникающую способность.

В диапазоне 280-315 нм. ультрафиолетовые лучи спектра В (UVB) имеют меньшую проникающую способность, чем волны А-диапазона или инфракрасные волны, но более высокую энергию и способны вызвать ожог.

UVB – короткие волны, под действием которых можно оказаться на улице, почти круглый год в горах, всегда в большем проценте на экваторе, и только в тёплое летнее время повсеместно. Именно они ответственны за витамин D, а также ожог и загар,- тот самый, который появиться после 3 дня отпуска и сохранится более 1,5 месяцев. Сюда же относим пигментные пятна, выгорание волос, образование большого количества свободных радикалов, воспаление, а также, их считают виновниками плоскоклеточного рака кожи.

Практически все УФ фильтры способны обеспечить кратковременную защиту от UVB – лучей.

Стойкую же защиту формируют только комплексы физических и органических фильтров с фотостабилизаторами.

Например: если в период с октября по март УФ индекс в местности, где вы живете меньше 2, то защита от UVB не понадобится. Достаточно антиоксидантов и легкой рассеивающей пудры.

Что важно, если средство блокирует излучение только в UVB-диапазоне, но пропускает UVA, и при этом человек не использует сыворотки с антиоксидантами то, это ослабляет собственную защиту кожи от длинноволнового ультрафиолета. Поэтому в холодное время года антиоксиданты важны, а высокий SPF – бесполезен, тем более, если пребывание на свежем воздухе – это только короткая прогулка.

Теперь попробуем разобраться с UVA

Увы, далеко не все фильтры способны блокировать UVA.

Спектр излучения UVA находится в пределах 315-400 нм.

UVA-лучи оказывают воздействие круглый год, способны проникать через стекло (на заметку автолюбителям!), и естественно, что % и интенсивность этих лучей в летнее время выше. UVA-лучи проникают в кожу глубже, и провоцируют образование свободных радикалов, повреждение клеток и структур ДНК. Именно они ответственны за фотостарение, фотодерматиты, и некоторые злокачественные патологии кожи. Для борьбы с последствиями UVA-нагрузки необходимы уже комплексы антиоксидантов, причем не одно какое-то антиоксидативное вещество в препарате, а несколько, т.к. процесс нейтрализации свободных радикалов всегда ступенчатый. Замечательно, если в составе присутствуют стабильные СО2- экстракты, токоферола ацетат и СОД.

В диапазоне лучей А2 (315-340 нм.) работают фильтры бензофеноны, мексорил, тиносорб, а в диапазоне А1 (340–400 нм.) работают единицы,- а именно авобензон и сверхчистый защищенный от окисления силиконом или маслами оксид цинка для предупреждения аллергических реакций.

Поскольку воздействие UVA продолжается практический весь световой день, защитные меры от UVA нужны постоянно.

При этом примите к сведению, постоянное применение средства с комбинированной защитой spf 15, будет значительно эффективнее использования spf 50 «по необходимости».

Теперь, что касается отдыха на море…

Вероятность ожогов здесь значительно возрастает, и уже необходима защита одновременно от UVA и UVB – излучения (перекрытие всего спектра гарантировано на 90 % при защите с spf 25 и РА++, а более 95% при защите spf 30 и РА+++).

PA – это защита от лучей UVA. Причем , (PA+) – минимальная UVA защита, соответственно (PA+++) очень высокая UV A защита.

На заметку! Некоторые средства разрушаются (также с физическими фильтрами) в хлорированной воде и смываются в солёной. Применение термина sunblock – не гарантирует «блокирования» излучения, тогда как пометка «водостойкий» появляется после целого ряда тестов.

СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ КРЕМЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ, А НЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОБЛУЧЕНИЯ СОЛНЦЕМ.

ФИЗИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ НЕ ВСЕГДА ЭФФЕКТИВНЫ?!

Действительно, с физическими фильтрами не все однозначно, поэтому лаборатории мира активно совершенствуют органические системы защиты. Именно системы, а не отдельные вещества.

Почему?

Физические фильтры помимо всем известных оксида цинка и диоксида титана,- это еще и окись железа (бежевый оттенок) и оксид магния.

Физические фильтры в основном отражают и рассеивают лучи, а при микронизации начинают абсорбировать электроны, переводя «пойманное» излучение на более высокий энергетический уровень, что может сопровождаться дополнительным повышением температуры кожи, а иногда и новой фотонагрузкой, если в креме нет дополнительных химических фильтров, которые будут гасить преобразованный спектр.

Так же, сильно микронизированные неорганические (физические) фильтры способны глубоко проникать в эпидермис, и окисляться, дополнительно провоцируя повреждение кожи. Но что более важно: чем меньше размер частиц физического фильтра, тем меньше он пропускает UVB-лучи, но при этом, больше пропускает UVA-лучи.

Зачем же в таком случае микронизировать?

Для повышения органолептических свойств, так как 7-12% ZnO – это spf 15, и плотная белая консистенция, а spf 30 это порядка 25% ZnO – и эффект белой непрозрачной маски, но при этом с высокой смазываемостью.

Если ZnO микронизирован, – крем будет белесовато серым, почти прозрачным, но защита от UVA снизится, и появится риск собственной фотоактивности вещества (ZnO) – образования свободных радикалов, плюс средство начнет пропускать UVA1.

А вот TiO2 диоксид титана в такой фотоактивности не замечен, но после контакта с хлорированной водой начинает подводить, – имеет более крупные частички и всегда слегка белесоватый, но только частично защищает от UVA1, и при микронизации защита от UVA так же снижается.

На сегодняшний день физические фильтры считаются эффективными и безопасными в том случае, если они являются сверхчистыми, непрозрачными (достаточно крупными), что исключает их попадание в роговой слой, с дополнительной защитой в рецептуре исключающей окисление (инертная невпитывающаяся основа или покрытие оболочкой из двуокиси кремния или оксида алюминия).

А ОРГАНИЧЕСКИЕ (ХИМИЧЕСКИЕ) ФИЛЬТРЫ ЗАЧЕМ?

Органические работают иначе, и, по сути,- они поглощают, а не рассеивают излучение.

Это ближе к механизму действия меланина. Молекулы органических фильтров работают как хромофоры, настроенные на поглощение определенной длинны волны. Химические фильтры «гасят» энергию лучей, частично, переводя в тепловую, при этом постепенно расходуются (разрушаются). Если химические фильтры представлены в комплексе (минимум 3 из разных групп), то гашение становится эффективнее, а разрушение замедляется.

Большая удача найти крем с комплексом химических фильтров, защищенных от разрушения фотостабилизаторами. Такие формулы могут быть очень легкими, прозрачными и при этом стойкими с высокой надежностью.

Так же важно, что некоторые химические фильтры сохраняют эффективность и высокую безопасность, если распределятся на поверхности кожи тонкой вуалью (например, бензофены), а при втирании в кожу начинают разрушаться. Другие фильтры наоборот более эффективны, когда проникнут на уровень рогового слоя, но не глубже.

Поэтому ответственные производители используют вещества с высокой молекулярной массой, или средства, где за счет инкапсуляции повышается молекулярная масса компонентов, что позволяет препарату оставаться на поверхности, быть более эффективным и безопасным, дольше работать.

Например, рекордная фотостабильная комбинация с полным покрытием UVA1/UVA2/UVB – авобензон (350-400 нм) + Ethylhexyl Methoxycinnamate (290-370 нм) + Ethylhexyl Methoxycrylene (SolaStay S1 – фотостабилизатор)/(U.S. Patent 7,776,614). При концентрации в 3 % Solastay S1 обеспечивает вплоть до 80 % UVA и 84 % UVB фотостабилизации.

Израильская биокосмецевтическая лаборатория Anna Lotan вывела на рынок два препарата марки ANNA LOTAN PRO с высокими фотопротективными показателями: КРЕМ ЭКСТРЕМ UVA/ UVВ SPF 33 для сухой/нормальной кожи, и КРЕМ КАЛЕНДУЛА SPF 30 UVA/ UVВ для жирной/комбинированной кожи.

Преимущества этих новых формул в том, что помимо новой фотостабильной композиции авобензон+ этилгексил метоксициннамат + SolaStay S1, препарат усилен гипоаллергенным высокомолекулярным фильтром, разрешенным к применению даже на детской коже фенилбензилмедазолом сульфоновой кислоты. Косметическая основа новых формул – воски и камеди вместо масел, эмульгаторы заменены на аминокислотный ундоцеллинол глицина, калий и магний дополнительно стабилизируют формулу, удерживая легкую композицию на поверхности кожи, без липкости и тяжести.

В каждом препарате более 7 растительных CО2-экстрактов и антиоксидантов специально подобранных для жирной/комбинированной и для сухой кожи.

ТАК ЧТО ЗНАЧИТ, КАЧЕСТВЕННЫЙ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЙ КРЕМ?

Есть два варианта препаратов и выбирать вам:

Крем, который удовлетворяет минимуму требований

  1. Содержит не один, а минимум 3 фильтра для широкого спектра защиты от излучения от UVA/UVB
  2. Содержит антиоксиданты, не менее 3 веществ с антиоксидантным потенциалом

Крем, который удовлетворяет максимально высоким требованиям

  1. Минимум 3 фильтра, 2 из которых широкого спектра действия + система стабилизации фильтров от разрушения, т.е. полноценный комплекс – система защищающая от UVA1/ UVA2 /UVB, с высоким коэффициентом гашения.
  2. Не менее 3 веществ с антиоксидантным потенциалом – разных групп (ферментной и не ферментной природы) + натуральные протекторы – природные растительные экстракты.
  3. Формула с защитой от смазывания и растекания, с показателем pH, соответствующим типу кожи.
  4. Структура, которая будет распределяться легкой равномерной вуалью на поверхности кожи, так как фильтры экранируют излучение в основном на поверхности, а антиоксиданты на большей глубине.
  5. Сохраняет оптимальный газообмен, так как повышать температуру кожи крем не должен.

Причем, следует помнить, что солнцезащитное средство должно наноситься на хорошо очищенную, увлажненную кожу за 30 минут до выхода из помещения.

КЛИЕНТЫ КОСМЕТОЛОГОВ В БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ГРУППЕ РИСКА?

И да и нет. Нет, – так как это люди более внимательные к своей внешности и к своему здоровью, а также более осведомленные о многообразии повседневных защитных инструментов. Да, – в том случае, если подход к красоте и молодости кожи агрессивен и при этом не является комплексным (например, нет достаточной реабилитации и сопровождения после лазерной шлифовки или химического пилинга).

Почему, спросите вы? Все просто: поврежденный роговой слой, как удаление меланина при осветлении – это дополнительное истощение пусть и нарушенной, плохо функционирующей, но собственной защитной системы кожи.

Однако, если специалист к обновлению кожи подходит комплексно, то примет меры на усиление защитной функции кожи. То есть назначит не только качественный солнцезащитный крем на постоянное применение, но и протективные сыворотки, маски повышающее качество регенерации кожи, биодобавки.

Автор: Мягких Е.Л., врач дерматолог, косметолог, физиотерапевт

X
0
Корзина
  • Корзина пустая